Семейный журнал

ЭКО: почему Церковь не благословляет?

Объясняем
В современной действительности каждый третий брак оказывается бесплодным, когда в среднем в России этот показатель равен 15%. Существует эффективный метод борьбы с этой проблемой - экстракорпоральное оплодотворение. Однако, на данный момент его применение ассоциируется с рядом этических проблем, которые противоречат моральным установкам христианства.
Основы социальной концепции РПЦ

Богословы, врачи, биологи и другие специалисты смогли сформулировать позицию и выразить церковное отношение к медико-социальным проблемам в современном мире. Эта работа была выполнена к 2000 году совместными усилиями православных.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви являются основополагающими документами, которые закрепляют четкое отношение Церкви к использованию вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). ВРТ, которые приводят к заготовлению, консервации и уничтожению "избыточных" эмбрионов, являются недопустимыми с моральной точки зрения в соответствии с православными принципами.
Этические проблемы ЭКО

Этические проблемы, связанные с использованием метода ЭКО, имеют несколько составляющих:

  1. Получение половых клеток
  2. Отсутствие связи между зачатием и естественным представлением о супружеской близости
  3. Получение избыточного количества эмбрионов и манипуляций с ними, включая элиминацию, редукцию, замораживание эмбрионов и преимплантационную диагностику
  4. Использование половых клеток третьих лиц

Иными дополнительными проблемами, связанными с ЭКО, являются последствия применения данного метода, такие как влияние на здоровье женщины и рождающихся детей, а также влияние на общество в целом.
Но все ли так однозначно?

В декабре 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была проведена дискуссия о практике суррогатного материнства и возможности крещения детей, рожденных благодаря этой методике.

В результате этого обсуждения был принят документ "О крещении младенцев, родившихся при помощи "суррогатной матери", в котором подчеркивается, что искусственное оплодотворение половыми клетками мужа является допустимым методом медицинской помощи для бесплодных супругов.

Таким образом, если при этом не происходит уничтожения оплодотворенных яйцеклеток, то это не значительно отличается от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Однако практика суррогатного материнства была жестко осуждена Церковью, поскольку связана с образованием и уничтожением "избыточных" эмбрионов.
Выводы

Для православного христианина экстракорпоральное оплодотворение может стать нравственно разрешенным методом терапии бесплодия, только при условии, что не происходит никакого убийства эмбрионов и остается связь между супругами "в единой плоти", даже на уровне половых клеток. И в целом, этот способ стоит оставить на самый крайний случай и идти на такие меры только с благословения вашего духовника.