Больше об истории собора
С чего всё начиналось
Сама идея и даже необходимость постройки храма возникла в 1843 году, когда в Красноярске значительно увеличилось население (в большей степени за счёт быстро развивающейся золотодобычи) и самый крупный, на тот момент, Красноярский Воскресенский Собор уже не вмещал всех желающих православных, особенно в праздники и при служении зимою.
Но есть и еще одно событие, которое напрямую определило судьбу будущего храма. В 1943 г. в Сибирь был командирован тайный советник из столицы И. Н. Толстой с целью всесторонней ревизии административных учреждений.
В Красноярске, был организован приём петербургского сановника, на котором присутствовали крупные сибирские золотопромышленники. Здесь сенатор обратился к состоятельному обществу
с просьбой обратить внимание на строительство богоугодных заведений (храмов, церквей).

В ответ была организована добровольная подписка для сбора средств на постройку нового храма, в которой приняли участие 17 промышленников, среди которых был
Исидор Григорьевич Щёголев, почтенный красноярский житель, купец I гильдии (он и был выбран ответственным за строительство).

Строительство
В качестве главного архитектора проекта был определён известный петербургский зодчий Константин Андреевич Тон (русский архитектор, среди самых известных работ которого – храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и т.д.). Летом 1845 г. строительство началось и продвигалось весьма быстро: к осени 1849 г. здание вместе с колокольней было практически окончено.
Можно было приступать к внутренней отделке, но неожиданно случилась катастрофа.

29 сентября 1849 г. около 11 часов утра произошло обрушение здания. Средний большой купол храма и три малых купола с примыкающими сводами разрушились в результате крушения их оснований
(трёх столбов).

От сильного сотрясения стены здания сильно потрескались. О случившемся губернатор немедленно доложил в столицу, в известность
был поставлен министр внутренних дел и Император. Строительные работы остановились.
На восстановление, даже правильнее сказать, новое строительство храма, требовались средства. Купцы, золотопромышленники отказались финансировать новое строительство. Но И. Г. Щёголев решил продолжить начатое дело, используя собственный капитал. 28 июня 1851 г. он подал прошение о желании восстановить постройку храма, и уже летом 1854 г. строительство началось.

Новые работы проводились более тщательно: было разобрано не только здание, но и фундамент, а к прочности кирпича предъявили повышенные требования и каждый кирпич имел клеймо производителя. В сентябре 1856 г. основные работы по возведению храма подходили к концу.
Наконец, в сентябре 1861 г. отстроенный собор Рождества Богородицы был освещён. Произошло это накануне Предпразднества Рождества Богородицы и дня рождения наследника Николая, которому исполнилось к тому времени 18 лет. В дальнейшем к храму были пристроены: с восточной стороны храма — каменная часовня с иконостасом, склад для свечей, которые изготавливали на епархиальном свечном заводе. Под часовней две монастырские послушницы выпекали просфоры для собора.
А спустя уже 10 лет, в 1874 г. сыном умерших Исидора и Татьяны Щеголевых Александром на юго-западе Богородице-Рождественского храма была сделана пристройка Святым мученикам Исидору и Татиане, ставшей усыпальницей семейной пары купцов — благотворителей.

Ещё одно изменение в состоянии соборного храма случилось в 1913 г. Причиной тому было печальное событие 9 января 1913 г. — отошел в мир иной епископ Енисейский и Красноярский Евфимий.
Похоронен был Евфимий в Исидоро-Татианинском приделе кафедрального собора. Это был единственный из всех енисейских епископов, обретший покой на красноярской земле. А спустя короткое время на средства собора и церковного старосты А. П. Шарова была устроена ещё одна церковь: во имя преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца. Таким образом, Богородице-Рождественский храм всё время расширялся
и расстраивался, создавая многоструктурный комплекс строений.

Значимость
Кафедральный собор был центром городской и епархиальной жизни. Здесь совершались наиболее торжественные и многолюдные Богослужения. Иногда служили Владыки, приезжавшие из других сибирских епархий. Сюда обязательно приезжали почётные и влиятельные особы, посещавшие Красноярск.

Так, в июне 1873 г. заметным событием в жизни провинциального Красноярска стал приезд в город великого князя Алексея Александровича — четвёртого сына императора Александра II.
1 июля 1891 г. случилось еще одно весьма примечательное событие — визит наследника престола цесаревича Николая. Будущий российский император Николай II. Цесаревич Николай Александрович преподнёс кафедральному собору икону Рождества Пресвятой Богородицы в серебряно-позолоченной ризе. Также, стоит отметить, что еще в 1866 году императрица Мария Александровна подарила собору полную ризницу (облачение духовенства для Богослужения).
Разрушение
23−27 февраля 1917 г. в столице Российской империи произошла революция. Была свергнута монархия и власть перешла к Временному правительству и Петроградскому Совету
рабочих и крестьянских депутатов.

А в начале 1918 г. новая власть издала декрет об отделении церкви от государства, и Русская Православная Церковь подверглась серьёзным гонениям. Фактически её деятельность была поставлена вне закона.
Но еще более сильное давление на Церковь стало оказываться с началом голода 1921−1922 гг. В 1922 году начали проводить изъятие церковных ценностей.
В 1926 г. Богородице-Рождественский собор оказался захвачен обновленцами, а в дальнейшем и вовсе был поставлен вопрос о его сносе.

Собор был взорван 12 июля 1936 года. Здание дважды выдерживало взрывы заложенного под него динамита, и было разрушено лишь на третий раз. Служители Церкви, а также миряне, стараясь уберечь иконы и богослужебные предметы, тайно вывозили их из храма и передавали в музей.

Исследовательница истории кафедрального собора краевед О. П. Аржаных делилась в одной из своих статей беседой с В. Б. Смирновой, работником краеведческого музея Красноярска в годы описываемых событий:
«Рассказали мне ещё и о том, что перед разрушением кафедрального собора в музей привозили много церковных принадлежностей. Больших размеров Евангелия в серебряных окладах, большие подсвечники, серебряные купели и ковши, иконы, митру, золотую и серебряную парчу, ризы… Но одна запись привела меня в благоговейный трепет.
Она повествовала о шкатулке, в которой хранились частицы мощей, вынутых из антиминса. Я понимала, что такую святыню нужно немедленно передать Церкви. Но меня ожидало разочарование. Выяснилось, что,
к сожалению, сохранилась только шкатулка, а её содержание невесть где. Скорее всего, безбожные власти музея просто освободили шкатулку, выбросив хранящееся в ней сокровище в мусор. В 1960 году, шкатулка была уже пуста".
Ещё одна важная часть трагической истории Богородице-Рождественского храма —
это кощунственное разрушение соборной усыпальницы. После вскрытия гробниц супругов Щеголевых, находившихся в приделе Святых Исидора и Татьяны, и гробницы епископа Евфимия, было обнаружено, что тела купцов и епископа сохранились нетленными.
Тела эти были выставлены на обозрение в Краеведческом музее. Но через некоторое время их было решено сжечь в кочегарке музея.
В сентябре 1992 г. в этой самой кочегарке епископом Красноярским и Енисейским Антонием была отслужена панихида по сожженным в ней телам епископа Евфимия и купца Исидора Щеголева.
Ликвидация Богородице-Рождественского православного комплекса продолжалась много лет. После вывоза осколков и фрагментов храма, довольно долго ещё сохранялась часовня собора, в которой когда-то служили службы, а в нижнем этаже выпекали просфоры. Окончательно следы бывшего православного собора исчезли только в послевоенный период.

После распада СССР архитекторы города предлагали восстановить часовню, как память
о величественном творении К. А. Тона в Красноярске и месте, где более полувека молились православные христиане города.
Но этот проект так и не реализовался.

На фундаменте разрушенного храма впоследствии было построено здание администрации Красноярского края. Позднее в центре площади был сооружён памятник Ленину. По периметру площади были построены здания Совнархоза, управлений железной дороги и Аэрофлота, Центра научно-технической информации и краевой научной библиотеки.
Восстановление
Богородице-Рождественского Кафедрального Собора
Вопрос о восстановлении одного из самых красивейших соборов не только Красноярска, но и Сибири обсуждался еще в 2007 году, на совещании Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония с Губернатором Красноярского края Александром Хлопониным. На тот момент главным вопросом являлось будущее месторасположение храма.
Но всё-таки первым шагом в восстановлении Богородице-Рождественского кафедрального собора стал визит в сентябре 2012 патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Во время пребывания в Красноярске церковный иерарх и красноярская власть договорились о реализации проекта восстановления разрушенной святыни. Место восстановления храма, а именно часть набережной Стрелки, между зданием филармонии и Культурно-историческим центром, стало неслучайным.

Это своего рода символ красноярской земли, слияние реки Качи и могучего Енисея, а также исторического места высадки первых русских казаков на берега Енисея и места, близ которого находился Воскресенский собор, взорванный в 1936 году.
А в 2013 году глава Красноярской митрополии освятил место под возрождаемый Богородице-Рождественский собор.

21 сентября праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, было совершено освящение закладного камня в основание Богородице-Рождественского кафедрального собора и креста на месте возрождения святыни в историческом центре Красноярска, на Стрелке.